Наше Місто

Iнформаційний портал Новомосковська

Генеральная прокуратура против ветерана ВОВ

Генеральная прокуратура против ветерана ВОВ

6 Травня 2017 0 Comments

Против ветерана Советской Армии Бориса Стекляра заведено дело по факту убийства украинского повстанца. Он может даже сесть в тюрьму.

Генеральная прокуратура Украины открыла расследование против ветерана Советской Армии и еврея по происхождению по факту убийства украинского повстанца-националиста, которое имело место в 1952 году. Убитого обвиняют в сотрудничестве с нацистами. Расследование открыто в ходе масштабной кампании по «декоммунизации», которую проводит украинское правительство. Эта кампания также прославляет националистические группировки, которые воевали против Советов. Если ветерана признают виновным, ему может грозить реальный тюремный срок.

Генеральная прокуратура Украины открыла расследование по факту «умышленного убийства двоих или более человек на территории Ровенской области в марте 1952 года сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР». Такая формулировка используется в копии документа, опубликованного на сайте Национального центра по правам человека, – организации, помогающей националистам, которые столкнулись с судебным преследованием. На веб-сайте также указано имя убитого – Нил Хасевич, который был членом Украинской повстанческой армии (УПА). Он и двое других бойцов были убиты сотрудниками органов госбезопасности в ходе вооруженного противостояния.

Самого Хасевича обвиняют в сотрудничестве с нацистским режимом во времена Второй мировой войны. Но Национальный центр по правам человека использует определение «борец за независимость», подчеркивая, что судебное преследование убийцы Хасевича будет «надлежащей оценкой преступлениям коммунистической эпохи».

Операцию, в ходе которой был убит Хасевич, возглавлял Борис Стекляр – еврей и ветеран войны, которому сейчас 94 года. Он был неоднократно награжден за проявленную в боях смелость и позже служил в рядах КГБ. В 2013 году Стекляр лично подтвердил, что руководил операцией по ликвидации Хасевича, но уточнил, что последний застрелился еще до того, как советские военные забросили гранаты в бункер, где скрывался боец УПА. Если верить словам Стекляра, Хасевичу также была предоставлена возможность сложить оружие.

В прошлом году директор Института национальной памяти Владимир Вятрович отправил в Службу безопасности Украины запрос на рассекречивание документов о деятельности Стекляра, ссылаясь на новый пакет законов, которые были внесены на рассмотрение украинского парламента в рамках политики декоммунизации.

В дополнение к открытию архивов, новые законы предусматривают уголовную ответственность за оскорбление или осуждение деятельности УПА или других националистических группировок. Этот шаг был осужден иностранными учеными, которые восприняли его как атаку на свободу слова в Украине. Стекляр подал апелляцию в суд города Ровно, потребовав заблокировать доступ к документам из архива.

Хасевич был профессиональным художником, он создавал патриотические рисунки и печатал антисоветскую литературу для УПА – группировки националистических боевиков, которые в ряде случаев сотрудничали с нацистским режимом и принимали участие в геноциде евреев и поляков.

Согласно отрывку из книги «Чекисты рассказывают» (1985), который приписывают Стекляру, после вторжения на территорию Советского Союза, нацистские власти назначили Хасевича судьей. Он приговаривал украинцев, которые сопротивлялись немецкой армии, к наказаниям или казни. Но Хасевич и подобные ему повстанцы времен Второй мировой стали объектом прославления как первые борцы за свободу, после того, как националисты сыграли ключевую роль в уличных демонстрациях, которые привели к власти в Киеве прозападное правительство в 2014 году.

Эдуард Долинский, директор Украинского еврейского комитета, назвал расследование по факту убийства «несправедливостью». Он считает, что осуждения заслуживают действия Хасевича, а не Стекляра. «Он принимал активное участие в уничтожении евреев и поляков. Именно Украинская повстанческая армия виновна в военных преступлениях», – добавил Долинский.

И хотя дела старше 15 лет не расследуются, потому что истек срок давности, суд может сделать исключение, если преступление будет достаточно серьезным, чтобы обвиняемый был приговорен к пожизненному заключению. Такое мнение высказал адвокат Маркиян Халабала. Это означает, что Стекляр может угодить за решетку, но Халабала все-таки сомневается в таком исходе, ведь это первое дело такого рода в Украине.

Источник

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Previous Post

Next Post

Залишити відповідь

Your email address will not be published / Required fields are marked *